Один, или Вотан (Водан) — это один из самых сложных и загадочных скандинавских мифологических богов в эпоху викингов. Один обладает самыми разнообразными характеристиками любого из них: с одной стороны он искусный воин и бог мертвых, с другой — бог поэзии и глубокой мудрости, с третьей — мастер магии, колдовства и рунического алфавита.
Различные сверхспособности необычайного Бога впечатляют. Одина можно легко распознать по внешнему виду: высокий одноглазый старик с длинной бородой. В плаще и шляпе с копьем в руках. Рядом с ним волшебная восьминогая лошадь, два ворона и пара волков. Управляя небесным Асгардом, отец всех богов живет вблизи него, в своем Валгалле и верховодит скандинавским божественным пантеоном.
Его точный характер и роль, трудно определить из-за недостаточной информации литературных источников. Однако более поздние рукописи указывают, что в конце дохристианского периода Один был главным богом в Скандинавии.
Викинги, жившие в истории, взяли на себя мифологическую репутацию, из за того, что мы просто мало знаем о «людях Севера». Существует мало подробных сведений об этом северогерманском народе 700-1100 гг. н.э., а современные знания о викингах ограничиваются только их боевыми отличиями. Однако у викингов был свой пантеон почитаемых божеств, а также соответствующие мифы и легенды о роли, которую эти боги и богини играли в сотворении мира, героических поступках смертных, причинах разрушений и обновлений.
В то время как Тор, Локи и Один, появляются в поп-культуре («Марвел», «Властелин колец»), старые мифы с этими персонажами намного интереснее и более значимы. Викингам эти боги обеспечивали само дыхание жизни и служили примером мужественности.
Рассматривая конкретно Одина — главного бога в нормандской мифологии, можно столкнуться с совершенно захватывающей историей вокруг него. Среди многих божеств викингов, населяющих Асгард — крепость богов, он не являлся первым Творцом или Богом который появился.
В то время когда была одна только гнусная пропасть — Гиннунгагап с огнём по одну сторону и льдом по другую. Однажды они столкнулись и их капли образовали Мир, где Буря стал первым богом. Его сын Бор и гигантесса Бестла родили Одина, Вили и Ве, уничтожившие позже первое живое существо — Эмира. Они построили Мир: из его крови — моря и озёра, плоти — земли, а кости стали горами. После чего сыновья Бора создали мужчину — Аска и женщину — Эмблу. Один вселял в них жизнь и душу, Вили и Ве давали силу движения и способность к пониманию, а также бытовые предметы и названия. Исходя из этого мифа Один — Даритель жизни.
Величие Одина-воина и мага было таким, что он возвысился до статуса Бога, узурпировав однорукого Бога чести и войны — Тира.
Вымысел это или реальность трудно сказать но то что его мифологический статус был закреплен— это факт.
Один — это самый могущественный бог и правитель Асгарда и вождь основных богов — асов из нормандской мифологии.
Имя Одина можно перевести как «мастер экстаза». Один, а точнее Орин образовано из двух частей: «Ор» — «экстаз», «ин»—»мастер». Некоторые историки переводят его имя как «бешенный». И в этом весь Один.
Один проживает в Асгарде — крепость богов в доме под названием Валаскиалф, в высокой башне, где в его верхней части стоит трон — Хлодскиалф. Оттуда он может видеть все происходящее в девяти мирах, населенные разными существами, из которых большинство невидимы для человека из Мидгарда — области людей. Мёртвых достойных воинов он собирает в зале убитых — Валгалле, других отдаёт Фрейе в загробную жизнь — Фольксвангр.
Бог Один — внук Бури, сын полубога Бора и Бестлы , женат на прекрасной Фригг (покровительнице браков), у них есть сыновья Бальдр и Ход, Хермонд, но у Одина есть и другие дети. Некоторые гигантессы, живущие в Йотунхайме, настолько красивы, что даже Один не мог им противостоять. Поэтому он много раз ездил в земли гигантов, навещать прекрасных богинь. Как, например Йорд, родившей ему сына Тора — бога грома; от гифки Грид сын по имени Видар, богиня Ринд — сын Вали. От «девяти матерей» у Одина родился Хеймдаляь — страж богов, а от великанши, сёстры Гимира — Тюр.
Главная особенность Одина — упорное стремление к знаниям. Он всегда ищет мудрость и находит ее. Правитель племени божеств Асир в одиночестве часто путешествует далеко от дома. Один в основном говорит метафорами и загадками, а голос его настолько мягок, что все, кто слышит его, думают, что он говорит, правду. Например сказав слово успокоить морские волны. Один может отправить людей на смерть, дать им болезнь или излечить. Один может предсказать смерть каждого и увидеть их прошлое.
Один редко принимает активное участие в битве, но когда он это делает, он может заставить своих врагов ослепнуть в бою, оглушая или поражая ужасом. Или обернуть их оружие в палки и бить себя, а также сделать своих воинов такими же сильными как медведь и берсерки (неистовые воины).
Некоторые викинги приносили жертвы Одину, в надежде получить истинный ответ — смогут они выиграть битву или нет.
Вороны — Хугинн («мысль») и Мунинн («мудрость») летающие по миру, в поисках новостей, а по возвращению, садясь на плечо хозяина, шептали ему в ухо.
Кольцо Драупнир — магическая золотая «капельница», которая формирует восемь таких же новых колец каждые девять ночей, а пояс из них дарит неуязвимость хозяину.
Слейпнир — серая волшебная восьминогая лошадь и самая красивая из всех лошадей. Она символизирует ветер и может так же легко галопировать по воздуху, как и на суше.
Джерри и Фреки — это жадные и голодные волки Одина. Хозяин всегда отдавал им еду с своего стола, потому что сам нуждался только в вине. Когда Один ходил по улицам Асгарда, Джерри и Фреки всегда следовали за ним.
Волк символизирует не только духовную часть Одина, но и его заклятого врага Фенрира — второго сына Локи. Самого чудовищного огромного волка-злодея. Поскольку Фенрир убил Одина в Рагнароке (гибель богов) образ волка часто с ним связан.
У Одина есть волшебное копье Гунгнир, которое являлось одним из его главных атрибутов. Оно всегда било без промаха, попадая точно в цель. Сделанное из Священного пепла Ягдрасилов, и помеченное тайными рунами, оно никогда не упускало цели и всегда быстро возвращалось в руки хозяина.
В начале сражения Один бросал его в сторону врагов. Постепенно это стало традиционной практикой викингов.
Из-за своей сложности и таинственности Один мог получить множество символов.
Одним из самых известных символов Одина — символ Валкнута. Три треугольника вместе, направленные вверх можно заметить рядом с воронами и волками — постоянными спутниками Одина.
Происхождение символа неизвестно, но он считается знаком Одина и обеспечивал воинов энергией, чтобы сражаться как можно сильнее.
Рога Одина, или Трискеле — символ состоящий из трёх рогов, которые сцепляются друг с другом. Значение символа спорное: одни считают, его практикой пить в рогах, другие, что он является эмблемой Мида поэзии.
По легенде: Один пил Мид поэзии три раза и каждый раз использовал рог, чтобы удовлетворить свою жажду не только воды, но и мудрости.
Один — вечно жаждущий, блуждающий Бог. Импульсивный, эмоциональный, яростный, воплощающий этот экстаз, во многих областях жизни.
В современной народной культуре Один часто изображается почетным правителем и предводителем — военным богом. Но на самом деле это звание Бога чести и войны — Тюра, и к Одину это не относилось. В отличие от более благородных военных богов, таких как Тир или Тор, Один подстрекал людей к вражде, поддерживал тесные связи с берсерками и другими «воинами-шаманами».
Боевые приемы и связанные с ними духовные практики были в объединении с некоторыми яростными тотемными животными, обычно волками или медведями. Один ездил с множеством бешеных Валькирий — сверхъестественными женщинами-воинами, которые приносили тела самых храбрых бойцов в Вальхаллу, формируя ряды одинской армии — Эйнхерджара.
Таким образом, как бог войны, Один в основном заботился не о причинах, лежащих в основе какого-либо конфликта и не о его исходе, а о холодном бесчувственном бешенстве.
Несмотря на это, он никогда не был изображён как воин (это, скорее, был Тор), но был всегда призван, когда готовилась война. Сам Один не часто принимал участие в битвах, поэтому не так много военных мифов о нем. Его функция в боях — обеспечить силы воинов для уничтожения врагов. Он решал, будут сражения победоносными или закончатся неудачей.
Одинские приближенные состояли из элиты: богов, королей и поэтов. Роль Одина-советника представляла большой интерес для правителей эпохи викингов. Зачастую желание Одина и его поддержка напрямую определяли исход земных сражений.
Через постоянные странствия Одина к силе познания и прежде всего мудрости, он был Богом поэтов, благодаря своему познанию рун. Один часто выступал в стихах, и полагали, что он преподнес человеку подарок — поэзию. Потому что он выкрал и испил Миад Поэзии — напиток наделяющий не только поэтическими вдохновлением, но и разумом, умением убеждать.
По легенде в нормандском пантеоне было разделение богов на Аэсир и Ванир. Аэсир боги были первичными, Ванир — второстепенные, о которых сложено немного мифов. Они не всегда ладили друг с другом, но во время одного из раздоров решили заключить мир, плюнув в вату. Из плевка затем образовалось сверхъестественное мудрое существо по имени Квасир, которое стало блуждать по земле, раздавая советы нуждающимся. Гномы — Фьялар и Галар убили чудище, а из его крови приготовили медовый эликсир. Каждый кто выпьет его был способен перенять способности Квасира.
Один был великим магом среди богов Самая известная легенда о том, как он искал Иггдрасил — Древо жертвоприношения и Знания, на верхних ветвях которого держится Асгард, а корни исходят из глубин Колодца Урда.
Один взошел на Всемирное Дерево, порезал себя собственным копьем, позволив крови смочить голодную кору. Он провел там девять дней и девять ночей, пригвоздив себя копьем к стволу.
Это были его испытания и мучения, а также последующий триумф. Один постигал руны одна за другой в состоянии между жизнью и смертью. После этого он стал известным богом, Учителем Рун, обладающий магическими силами.
Но неудовлетворенный, он отправился к своему дяде Мимиру — тому, кто охраняет Колодец Мудрости. Место, расположенное в скрытых корнях Дерева, избегаемое как людьми, так и Богами. Вырезанные руны в стволе дерева диктуют судьбу всех нормандских миров. Из Асгарда Один мог видеть активность норманнов, но не мог различить загадочные резцы. Он смело завидовал этому знанию и решил познать смысл рун.
Он попросил у Мамира выпить из колодца, ибо один глоток дал бы Ему мудрости в равной мере его познания. Мимир назвал цену за это — один глаз Одина. Бог не думая отдал его, взамен стал мудрее всех Богов и Богинь в Асгарде.
По другой версии этого мифа Один обменивается мирским видением своего глаза на внутреннее— мудрости.
Один — шаман, которому открыты все миры. Во время своих жертвоприношений, получая тайную мудрость к нему приходили видения. Магические знания открыли ему сверхдоступные способности: излечивать больных, успокаивать штормы, поворачивать оружие против своих врагов, заставлять женщин влюбляться, а опасных женщин-троллей делать безвредными, и другие.
Мастер испытаний также мог без труда менять обличие. Впадая в транс отправлять свою душу куда угодно, принимая форму другого человека или животного, пока его тело лежало.
В современном понимании руны — это просто древние формы письма, но в эпоху викингов их было куда больше, и они держали тайны мудрости и самого смысла жизни.
Урок одинских легенд состоит в том, что обретение мудрости часто происходит с жертвоприношением. Многие думают, что если что-то даётся тяжело, то этого делать не стоит. Один и его последователи-викинги верили как раз в обратное. Что-то поистине ценное требует жертвоприношения, и оно того стоит, как бы не велики были затраты.
Найти Одина просто по всему миру: в истории Европы и Скандинавии, в германской и нормандской мифологии, и эпохе викингов, в Старой Нормандской литературе XIII века и в языческой мифологии.
С одной стороны сложный и ужасающий, с другой достойный восхищения и уважения. Порочная природа старых верований не делает нормандских богов полностью «хорошими», как христианский Иисус или исламский Аллах. Они имели определенные желательные характеристики, но в своих недостатках и странностях отражали поведение людей.
Один не был исключением. Ему было дано много эпитетов, и для каждого он разный. Один был примером для поклоняющимся ему в нормандской культуре. В мифах, показывая как мужчины должны «истекать кровью», чтобы достичь своих целей и стать настоящими воинами. Один демонстрирует те черты, которые викинги считали важными и достойным подражания.
Он может быть примером и сегодня пронесший сквозь века свою мудрость. Показав как вкладывая страсть и силу, в действия и работу любой человек закладывает основы того, кто он есть. Следуя примеру Одина жертвуя временем, энергией, деньгами человек в итоге получает ответный результат.
Все люди, независимо от их религии, могут учиться на мифах норманнов, точно так же, как и на мифах Рима и Греции
Задайте ваш вопрос